2017. május 3., szerda

SÁMÁNRAJZOK - Molnár Tamás kiállítása 

(Előszó magyar, angol és orosz nyelven)

A LOVASNOMÁD – SZKÍTA ŐSHAGYOMÁNY EREDETMÍTOSZA
(Szibériai és sztyeppei kőbálványok, kőrajzok és emlékoszlopok motívumainak felhasználásával)
Egy varázslatosan izgalmas időutazásra hívom kiállításom látogatóit. Szibéria történelmének eddigi leggazdagabb leleteit az Altaj-hegység völgyeiben feltárt szkíta kori fejedelmi sírok szolgáltatták. Ezeket a káprázatosan szép aranybevonatú fafaragványokat, drága szőnyegeket, színpompás hímzéseket és kifinomult kővéseteket az örökké fagyott talaj szinte épségben megőrizte számunkra. A kor történelmét alakító, sámánhitű, díszes fegyverzetű, büszke lovas nomádok lakták egykor e zegzugos vidéket. Az ázsiai hunok, a türkök, az avarok, a Kínát meghódító kitajok és dzsürcsik, az Európát is elözönlő mongolok mind Dél-Szibériából, vagy az azzal határos végtelen területekről indultak hódító útjukra.

Ezen a távoli, titokzatos tájon - különösen az Okunyev - kultúra területén, az Ob és a Jenyiszej folyó partjai mentén-, a fagyos tajgából kisarjadó füves legelők jelentős mértékben átnyúltak a szkíták uralta végtelen sztyeppékre. Egykor létezett ezen a területen egy olyan gazdag motívum- és szimbólum-kánon, amit ezeknek az ősi kultúráknak a képviselői alkottak. Ez a kőbe vésett, égbolt felé törő hagyaték szerves része volt kiterjedt szellemi-vallási univerzumuk világának. Az egységes jelképrendszer lázhatóan összeköti az Okunyev - kultúrát a szkíta-szibériai világábrázolással. Ez az eurázsiai őshagyományokra épülő kapcsolat – elvi és művészettörténeti szempontból -, alapvetően közös vonásuk és jellemzőjük az egykor itt élő népeknek. Nem lehet véletlen az sem, hogy ezeket a csodásan megfaragott kő emlékoszlopokat később sokszor beépítették a szkíta-kori kurgánokba (sírdombokba). Tudatosan úgy elrendezve ezeket az ősi véseteket, hogy azok ornamentikája jól látható és olvasható legyen.

Mai önazonosságunk szempontjából sajnálatosan keveset tudunk ezen egykori rokon népekről és saját szerteágazó ősmúltunkról. Sokszor nem látjuk a nyilvánvaló kapcsolatot, pedig mai népművészetünkben mindmáig itt vannak elrejtve ezek a távoli vizuális jelek, jelképek és szakrális üzenetek. A néhány évvel ezelőtti berlini szkíta kiállításon, az időszámításunk előtti III. - II. évezredben készült kőbálványok fantasztikusan részlet-gazdag véseteit és faragásait, mint jellegzetes „elő-szkíta” alkotásokat mutatták be a tárlat rendezői. A szkíta-szibériai ember- és állatábrázolási stílus nyilvánvaló helyi hagyományokat is hordoz és felölel. Mindemellett jellegzetes elemeinek jelentős része a térség bronzkori kultúrájához és művészetéhez kötődik. A különböző lelettársulások és radiokarbonos kormeghatározások nem hagynak kétséget a felől, hogy ezeket a faragott kőtárgyakat és emlékoszlopokat a korai bronzkor kezdetéhez, vagyis a kifutó Kr.e. III. évezred végéhez, és a Kr.e. II. évezred elejéhez kell csatolnunk. A mai ember számára megdöbbentő lehet, hogy ezek a kőbe vésett ősi, ám mégis modernnek ható jelrendszerek és üzenetek legalább 4.500 évesek!

A világfa- és életfa motívumok, az Isten- és állatábrázolások, valamint különösen az olyan tanújelek, mint a kultikus kőbálványok, a „szarvas-kövek”, a madármotívumok, a háromszemű emberek és a korábbi korokból kiásott Okunyev - emlékoszlopok sámánrajzai, mind a mai napig művészettörténeti hidakat alkotnak a távoli misztikus ősmúlt értékei felé. A köveken megjelenő világfák és égboltrendszerek szimbolikus ábrái egy távoli, igen fejlett civilizáció világlátásának döbbenetesen hiteles korrajzai és lenyomatai. Ez a szkíta-szibériai művészet igen gazdagon rétegzett és díszített, olyan fejlett geometriai, matematikai és csillagászati tudást rejt magában, amely mindmáig tudományos megfejtésre vár. Ezek az ősi civilizációs és vizuális üzenetek feltűnő módon elsősorban a szkíta-kori vezető réteg monumentális sírépítményeiben fordulnak elő. Erre az ősi kultúrára épült rá később a hantik (osztjákok), manysik (vogulok), ujgurok, hunok, avarok, magyarok népművészete és vizuális kultúrája.

Ez a szkíta-szibériai művészet szerteágazó, sokirányú és eleven kulturális kapcsolatokat tesz lehetővé számunkra. Ezen eurázsiai (keleti) szellemi hatások és kötések, az értékek sokasága és gazdagsága ma még szinte feltáratlannak és kimeríthetetlennek tűnik. Most elérkezett végre az idő, hogy kiállításunk anyagával belevágjunk e felfedező és múltidéző időutazásunkba! A „keleti nyitás” jegyében keressük meg máig élő néphagyományaink távoli gyöngyszemeit és ősi gyökereit! Induljunk el újra őseink vándorló sztyeppei útján azért, hogy a szakrális és misztikus múlt eme titokzatos és értékes hagyatékából felfakadjon végre a szépségesen gazdag magyar múlt, jelen és eljövendő!

Kiállításom létrejötte kapcsán külön köszönet illeti az orosz tudományos élet és a művészettörténészi szakma azon kiváló tudósait, akik az egyetemes emberi kultúrtörténet számára feltárták ezeket a csodálatos ősi kincseket.

AN EXHIBITION BY TAMÁS MOLNÁR
PREHISTORY OF THE HUNGARIANS IN PICTURES – DRAWINGS BY SHAMANS

THE MYTH ABOUT THE ORIGIN OF THE ANCIENT NOMADIC RIDING – SCYTHIAN TRADITIONS
(By using the motives of stone idols, stone drawings and memorial columns from Siberia and the steppe)

Address : 2000 Szentendre, Vajda Lajos Stúdió Pincegaléria, Péter-Pál street 6.
Date:  Saturday, September 7, 2013, at 6 pm.

INTRODUCTION TO THE EXHIBITION

I call the visitors of this exhibition to a fascinating journey in time. The most abundant findings of the history of Siberia so far were excavated from the regal tombs of the Altai Mountains dating back to Scythian times. These gorgeous wood carvings covered in gold, the lavish rugs, the richly coloured embroidery and delicate stone engravings were preserved for us in the eternally frozen soil nearly intact.  At that time proud, shaman fearing riding nomads in ornate armoury lived in this winding region. The Asian Huns, the Türks, the Avars, the Khitans conquering China and the  Jurchens, the Mongols invading Europe all embarked on their conquest from Southern- Siberia or the bordering vast areas.

In those remote and mysterious lands, especially in the land of the Okunev culture, along the banks of rivers Ob and Yenisei the grassy pastures sprouting from the frozen taiga have greatly spread over to the endless steppes ruled by the Scythians. At that time a rich motive and symbol canon existed here, which was created by the representatives of these ancient cultures. This heritage carved in stones scraping the skies was an organic part of their elaborate intellectual and religious universe. The universal system of symbols obviously connects the Okunev–culture with the Scythian-Siberian vision of the world. The connection that had developed on Euro-Asian indigenous traditions - from the conceptual and the art history’s perspective – was a common and typical feature of the peoples that lived here. It is not a coincidence that these beautifully carved stone columns were built into Scythian kurgans (burial mounds) later.
These ancient engravings were arranged so that their ornate decorations on them are easy to see and read.
From the perspective of our own self identity unfortunately we know very little about those peoples who were our relatives at one stage and about our far flung ancient history. Often we cannot recognize the obvious impact, although those distant visual signals, symbols and sacral messages are embedded in our present folk art even today. At the Scythian exhibition some years ago in Berlin the museum displayed a pre-historic fantastically detailed engravings and carvings on III-II. BC stone adoration columns done in a very delicate way as pre-Scythian artefacts. The Scythian-Siberian way of depicting people and animals reflects and demonstrates local traditions. Apart from that a major part of it is connected to the Bronze Age culture and art in the region. Various artefacts found in the same place and radiocarbon age definition prove beyond any shadow of doubt that these carved stone artefacts and columns must be attached to the beginning if the early Bronze Age, i.e. to the end of the elapsing 3rd century BC, and the beginning of the 2nd century BC. For a person today it must be shocking that these symbolic systems and messages carved in the stone and still looking modern are at least 4.500 years old!

World-tree and life-tree motives, the depiction of God and animals, and especially tokens, as “deer stones”, bird motives, three eyed people, and the drawings by Shamans on memorial Okunev columns that had been explored in earlier ages have created bridges of art history towards the values of the distant and mystic ancient past. The world trees that appear on the stones and the symbolic figures of celestial systems are manifested in a startlingly authentic description of a period and imprint of a very highly developed civilization. This Scythian-Siberian art is very richly layered and ornamented and disposes such a developed geometrical, mathematical and astronomic knowledge, that is still waiting to be decoded by the scientists.   These ancient civilization and visual messages are to be found primarily in the monumental tomb memorials of the high society in the Scythian age.  Later the folk art and the visual culture of the Khantys (Osthyaks), Mansis ( Voguls), Uygurs, Huns, Avars and Hungarians was developed on this ancient culture.
This Scythian-.Siberian art provides for a wide spread, multi faceted and lively cultural relations for us. These Euro-Asian ( Eastern) intellectual impacts and bonds, the numerous and abundant values today seem to be nearly unexplored and endless. Now finally the time has come for us to embark on a time journey with the material of the exhibition to discover and conjure the past! Let us search for the distant beads and ancient roots of our lively folk traditions! Let us start out again on the steppe road where our ancestors used to migrate, so that from the mysterious and precious heritage of this sacral and mystic element finally the beautifully rich Hungarian past present and future should emerge. !

I would like to express my special thanks to the excellent representatives of the Russian scientific life, and the scientists of the art history, who explored these wonderful treasures for the benefit of the universal culture history of the mankind.

ВЫСТАВКА ТАМАША МОЛНАРА

Венгерская предыстория в картинках  Шаманские рисунки

Миф о происхождении древней традиции скифских кочевников
(С использованием мотивов каменных идолов, наскальных рисунков и памятников– изваяний Сибири и степи)

2000 Сентендре, Студия Подвалная Галерея Лайоша Вайды, улица Петера Пала номер 6
В субботу,  7- го сентября 2013- го года, в 18:00 часов.

Предисловие к выставке

Приглашаю посетители своей выставки на волшебственную путешествию по времени.  Богатейшие находки истории Сибири происходят из царских гробниц скифской эпохи, раскапаны в Алтайских горах. Эти потрясающе позолоченные резьбы по дереву, драгоценные ковры, красочные вышивки и изощренные каменные гравюры сохранились практически целые и невредимые в   замороженной почве. Гордые кочевники со своими декоративными оружиями, веруюшие в шаманизм жили на этой бессвязной территории и формировали историю того времени.  Азиатские гунны, тюрки, авары, китайцы и джюрчи , завоевавшие Китай, монголы, повалившие и Европу – все начали свой завоевавший поход из Южной Сибири или из граничных бесконечных районов.

В этом отдаленном и таинственном    регионе - особенно на территории окунeвской культуры, вдоль побережья Оби и Енисея - травянистые пастбищи, вырастующие из замороженной тайги, расширялись на степи под господством скифов. В свое время существовала на этой территории гармония богатейшых мотивов и символов, формирована представителей этих древних культур. Это в камне увековеченное, к небе стремляющееся наследие являлось неотъемлемой частью их духовного и религиозного мира. Единая символика видимо соединяет окунeвскую культуру с скифско-сибирской представление мира. Эта связь, основана на евразийских древних традициях - теоретической и арт-исторической точки зрения - является общей  особенностью и характеристикой людей, живущих здесь в то время.
Неслучайно были эти прекрасно разработанные каменние изваяния позднее часто застроены в скифские курганы. Старинные гравюры были сознательно расположены так, чтобы их украшения были хорошо видны и легко читаемы.
С точки зрения нашей нынещной идентичности, обидимо мало знаем об этих бывших родственных народов и о нашем древним, разнообразным прошлом. Часто не замечаем эту очевидную связь, хотя удаленные визуальные знаки, символы и священные сообщения скрыто все еще присутствуют в нашем народном искусстве. Несколько лет назад, в Бeрлине, на выставке скифских сокровищ представленные гравюры и резбы каменних идол III - II тысячилетия до н. э. были показаны как  типичные "предскифские" произведения. Скифо-сибирский стил образования человека и животных несомненно указивает на местные традиции. Кроме этого, значительная часть его характерных элементов связана с культурой и искусством бронза этого региона.
Различные ассоциация находок и радиоуглеродные датировки не оставляют никаких сомнений в том, что эти резные каменные объекты и изваяния  должны быть считаны к началу раннего бронза, то есть к концу III и к началу II тысячилетия до нашей эры. Сегодняшным людям кажется наверно удивительным, что этим древним, в камне вычесенным, но все таки современным казающимся символам и сообщениям не менее 4500 лет!

Мотивы мирового дерева и дерева жизни, изображение божеств и животных, но особенно такие доказательства, как культические каменные идолы, оленные камни, птичьи мотивы, трехглазовые люди и шаманские рисунки окуневских изваяний, раскопаны из ранних эпох, являются искусствоведческими мостами к ценностьям удаленного мистического первобытного прошлого. 
На камнях изображенные символические диаграммы мировых дерев и небес являются поразительно убедительными свидетелями и синяками удаленной, высокоразвитой цивилизации. Это богато украшенное скифо-сибирское искусство включает в себя развитное геометрическое, математическое и астрономическще знание, и все еще ждет интерпретацию науки.
Визуальные сообщения древних цивилизаций появляются в первую очередь в монументальных погребальных зданий правящего класса скифской эпохи. На эту древнюю культуру наложилась позднее народное искусство и визуальная культура ханти (остяков), манси (вогулов), уйгуров, гуннов, аваров и венгров.

Это скифо-сибирское искусство позволяет нам обширные, разнообразные и живые культурные связы. Эти евразийские (восточные) интеллектуальные влияния и вязания, разнообразие и богатство ценностей казаются еще неоткрытым и неисчерпаемым. Настало время, чтобы начать наше увлекательное путешествие по времени через материала нашей выставки. В духе открития на восток, поищем отдаленные жемчуги и древние корни наших все еще проживающих народных традиций! Начнем снова дорогу наших мигрируюших предков по степи, чтобы из таинственного и ценного наследия священного и мистичного прошлого открылось удивительно богатое прошлое, настоящее и будущее венгров.

По отнощению устанавления выставки, выражаем особенную благодарность Золтану Балогу, главе Департамента Людских Ресурсов, и тех отличных ученых русской науки и искусствоведения,  которые открыли эти замечательные древние сокровища для универсальной истории культуры


Nincsenek megjegyzések:

Megjegyzés küldése